Талибан решил превратить Афганистан в водный хаб региона и стать шантажистом и это их целенаправленная политика нужно именно из этого исходить. Об этом на круглом столе центра «Ой-Ордо»: «Образ будущего стран Центральной Азии в меняющемся мире 2024: глобальные действующие угрозы и вызовы. Союзники и противники в решении экономических и гуманитарных проблем» в Бишкеке заявил директор аналитического центра «Mano» Бахтиер Эргашев.
По его словам, нынешнее непризнанное правительство талибов ведет политику водного шантажа не только в отношении Центральной Азии, но и других соседей: Ирана и Пакистана.
Талибан не соблюдает соглашения с Ираном от 1973 года по воде стока реки Гильменд, что вызывает столкновения на границе с соседом. Такая же ситуация и на реке Кунар (Пакистан).
«Что касается Центральной Азии, то Афганистан не признал конвенцию ООН и Алматинское соглашение 1991 года правда если бы это произошло сегодня талибы его нарушали как они это делают в отношении Ирана. Так как Талибан проводит целенаправленную политику водного шантажа против соседей», — сказал эксперт.
По его мнению, строительство канала «Кош Тепа» это только начало. По расчетам РУз в 2024 году афганский канал, построенный на 1/3 заберет из Амударьи около 3 млрд кубическим метров воды = 3 км в кубе.
«Вот когда они его полностью достроят Узбекистан получит лишь не менее 10 млрд кубов воды. Что составляет 25% объема стока. А если «добрые» дяденьки из USAID и Нидерландов сделают им ТЭО строительства Даштиджунской ГЭС (на реке Пяндж) или же украдут советские чертежи и расчеты, а Катар под давлением США выделит деньги на него, то вот тогда страны Центральной Азии получат гораздо существенную водную проблему», — добавил Эргашев.
Головорезы по ту сторону Амударьи
В 2020 году спецслужбы Узбекистана обнаружили порядка 70 семей членов и сторонников террористических организаций «Катиба Имама аль-Бухари» и «Катиба Таухид валь-Джихад», которые размещены на севере Афганистана под Гератом.
Они последователи террористической группировки «Тахрир аш-Шам» (Джабхат ан-Нусра в Сирии), рассказал эксперт из Узбекистана.
«Спустя пару лет, в 2022 году их число возросло до 700 семей, в основном они по национальности узбеки. ИГИЛ-Хорасан хочет создать халифат в Центральной Азии со столицей в Бухаре.
Когда в 2021 году в Афганистане к власти пришел Талибан по данным Узбекистана террористов ИГИЛ насчитывалось порядка 5-7 тысяч, сегодня их приблизительное число возросло как минимум в трое от 15-17 тысяч. Эти цифры без учета группировки «Ансараллах» (этнические таджики – 1,5 тысяч). И это увеличение произошло при всех громогласных заявлениях некой борьбе талибов с террористическими группировками на территории Афганистана.
Эта огромная сила стоит за рекой, которая готова перейти границы и двинутся на Узбекистан и Туркменистан. Последняя страна ЦА более уязвима и оптимальный вариант для вторжения», — приводит цифры Бахтиер Эргашев.
Эксперт считает, что в любом случае Центральную Азию ожидают очень серьезные проблемы, и я не думаю, что есть недооценка этой угрозы. Также эксперт отметил, что только вооруженные силы Талибана составляют 170 тысяч. Если взять численность армий Центральной Азии, то она чуть больше 200 тыс.
Также он добавил, что сегодня в обществе есть талибанофилы, которые не отрицают, что Талибан террористы, но при этом говорят о необходимости с ними договариваться и сотрудничать.
«Я всегда выступал против этого потому, что с террористами нельзя вести переговоров и политика умиротворения Гитлера сейчас сильно напоминает нынешнюю политику, которые ведут многие страны региона в отношении талибов. Я глубоко убежден, что это ошибочная позиция. И чем глубже и чаще мы будем говорит об угрозе Талибана, тем мы будем сильнее», — .
Центральной Азии очень далеко до объединения в военном плане, но надеюсь у нас наступит общее понимание от действительной угрозы Талибана, которая в конце нас сплотит. До этого пока они нас не объединили – первый приход талибов к власти.
СПРАВКА: «Катиба Таухид валь-Джихад» — террористическая организация, действующая под эгидой международной террористической организации «Фронт в защиту народа Леванта »Ан-Нусра»», которая является отделением «Аль-Каиды» в Сирии. Группа действовала в мухафазах Хама, Идлиб и Латакия в Сирии. Количество боевиков организации, по данным ООН, составляет около 500 человек.
Мнение эксперта может не совпадать с политикой редакции, так как «Eurasia Today» является площадкой для различных мнений